Мечта всех родителей — вырастить умного, интеллектуально развитого ребенка, и психологические игры считаются незаменимыми помощниками в воспитании детей. Особенность игрового действа — здесь не обязательно добиться высоких результатов в финале, захватывающим и увлекательным считается сам процесс. Специальные тренинги, проводимые психологами, также позволяют определить проблему с детской психикой, устранить ее на ранних этапах, даже повысить самооценку ребенка.
Содержание
- Кратко о психологических играх, польза игрового процесса для малыша или подростка
- Особенности и главные правила психологических игр
- Рекомендуемые психологические игры для дошкольников
- Дракончик, откусывающий хвост
- Игра, способствующая повышению контроля
- Младший школьный возраст — лучшие психологические игры и особенности проведения тренингов
- Принцесса Несмеяна
- Твое любимое занятие
- Перегоны с воздушными шариками
- Игры, рекомендуемые для 10–12 лет
- Смешные пантомимы
- Истина и обман
- Психологические занятия для подростков
- Ожившие зеркала
- Поиск рифмы — упражнение для индивидуального занятия психолога с подростком
- Ролевая игра для взрослых и подростков «Мафия»
- Насколько мы похожи?
- Сам себе режиссер
Кратко о психологических играх, польза игрового процесса для малыша или подростка
Основная особенность психологических игр — положительное воздействие на психику ребенка. Также происходит формирование коммуникации по отношению к окружающим. Среди положительных функций игрового процесса отмечают:
- улучшение настроения;
- увлекательную форму развлечения;
- определение сбоя в психическом развитии ребенка;
- развитие полезных для ребенка навыков;
- раскрытие скрытых талантов;
- преобразование личности;
- социализацию, позволяющую определить свое место в обществе.
Регулярные психологические игры также положительно сказываются на поведении ребенка, развивают логику, мышление. Есть специальные проектные игры, способствующие развитию личности, самостоятельности и помогают искать правильные решения.
Особенности и главные правила психологических игр
Как показывает опыт, наибольшую пользу приносят занятия психолога с юной аудиторией, если процесс происходит в виде увлекательной игры. Поданная в легкой форме информация способствует осмыслению некоторых аспектов психологии человека. Главное условие — проводить психологические игры должен опытный психолог, обладающий практическим опытом и необходимыми знаниями.
Общие базовые правила проведения психологических игр:
- психологический тренинг подробно объясняется участникам игры, разъясняются все правила и требования процесса, часто на помощь приходят реальные события из жизни, приводимые психологом в качестве примера;
- в продолжение психологического тренинга специалист внимательно наблюдает за состоянием каждого участника, старается поддерживать динамику на необходимом уровне, избегая превращения игры в скучное и нудное действо;
- организатор обязан найти мотивацию, заинтересовать юную аудиторию, провести демонстрацию пользы психологического тренинга (на помощь опять приходят реальные происшествия из жизни);
- разъяснить детям, что терпимое отношение к недостаткам и минусам окружающих и взаимоуважение — основная база к построению коллективной работы.
Завершающий этап психологических игр — коллективное обсуждение процесса, причем брать в нем участие должны все игроки. Психолог не должен навязывать свое мнение — ему отводится роль доброго наставника, способного решить любой конфликт или подсказать в сложной ситуации.
Психологические игры для детей, которые проводятся регулярно, позволяют добиться следующего эффекта:
- научиться пребывать в коллективе, совместно работать;
- положительно сказываются на собственном достоинстве;
- значительно улучшают самооценку;
- прививают уважение к окружающим;
- учат уважать себя, свое мнение;
- позволяют преодолевать проблемы и препятствия, принимать самостоятельно серьезные решения;
- прививают навыки совместно работать с друзьями;
- развивают сочувствие к окружающим.
В продолжение психологического тренинга для подростков ведущему необходимо создать дружественную комфортную атмосферу. Только от этого зависит, насколько раскованно себя будет чувствовать замкнутый, необщительный ребенок и удастся ли извлечь пользу из игры. Организатору важно правильно построить схему занятия, если на тренинг собирается новая группа с детьми, которым не пришлось раньше встречаться. Обязательно возникнет скованность, которую необходимо преодолеть, настраивая подростков на совместную работу.
Рекомендуемые психологические игры для дошкольников
Составленные в игровой форме психологические игры для детей дошкольного возраста не должны быть продолжительными — малыши быстро устают и теряют нить событий, исчезает интерес к занятиям. Оптимальный вариант — провести 2–3 игры, делая перерывы в четверть часа, позволяющие ребенку отдохнуть.
Дракончик, откусывающий хвост
Роль психологической игры для детей 4–6 лет — избавиться от страхов. Рекомендуется также тренинг малышам, у которых диагностирована одна из форм невроза. Занятия проходят под приятную бодрую музыку (лучше подобрать заранее).
Психологическая игра проходит по такой схеме:
- Дети становятся один за другим, берутся руками за плечи стоящего впереди ребенка.
- Группа начинает двигаться по помещению, причем первый ребенок старается дотянуться до «хвоста».
- Когда находящийся в «голове» дракончика ребенок ловит хвост, впереди цепочки уже остается малыш, которого «откусили».
Заканчивать игру рекомендуется после того, как все дети по очереди успели побывать «хвостом» и «головой» дракончика.
Игра, способствующая повышению контроля
Есть немало психологических игр для дошкольников, позволяющих научиться контролировать себя, эмоции, контролировать негатив. Психолог в продолжение упражнений обязан регулярно напоминать о необходимости делать вдохи и выдохи, если возникает чувство гнева. После этого рекомендуется выпрямиться, медленно и равномерно сосчитать до 10–12, широко улыбнуться.
Доброжелательность и спокойствие — ярые противники гнева и озлобленности. Если регулярно напоминать ребенку об этом, способствовать направлению эмоций в нужную сторону, легко получится воспитать самостоятельного человека, который сможет найти свое место в жизни.
Младший школьный возраст — лучшие психологические игры и особенности проведения тренингов
Основная задача психологических тренингов для детей-дошкольников — проработка проблем с психикой и привитие навыков, позволяющих самостоятельно преодолевать препятствия. Рекомендуемые элементы психологических игр для детей младшего школьного возраста:
- проведение упражнений для стабилизации психического состояния, релаксации;
- ролевые игры, которые проводятся со специальным реквизитом (приготовить инвентарь заранее согласно намеченному психологическому тренингу);
- актерские техники — ребенок должен научиться следить за собой, проявлять эмоции, контролировать поведение;
- для гиперактивных детей с депрессивными расстройствами рекомендуется проводить арт-терапию, позволяющую избавить ребенка от психологического дискомфорта.
Наиболее важную роль в психологических играх для младших школьников играет терапия, действие которой направлено на устранение сложностей с самовыражением. При невозможности ребенком высказать свои мысли, размышления, переживания, устранить проблему получится только регулярными тренингами, которые должны сопровождаться музыкальными мелодиями. Музыкотерапия — одна из самых эффективных методик, положительно воздействующая на психику ребенка, успокаивающая и способствующая контролю эмоций.
Принцесса Несмеяна
Интересная психологическая ролевая игра, которая непременно придется по вкусу ребенку. В центре комнаты ставится стульчик, на котором усаживается один из участников (определяется жребием или просто назначается по согласию всех участников). Ему присваивается титул «Принцессы Несмеяны», задача состоит в удерживании его на продолжение длительного времени.
Задача остальных участников психологического тренинга — рассмешить Несмеяну или хотя бы вызвать у принцессы улыбку. Тот, кому это удалось, занимает стул и в свою очередь старается не смеяться. Победа присуждается игроку, которому удалось больший промежуток времени не поддаться на провокации и сохранить серьезный вид.
Твое любимое занятие
Эту психологическую игру рекомендуется проводить на первых этапах занятий — тренинг позволяет установить контакт между новыми участниками и ближе познакомиться. Психолог поочередно вызывает детей на середину комнаты и задает вопрос об увлечениях, любимых занятиях. Отвечать вслух запрещено — рекомендуется показывать все на жестах, дополнять ответы мимикой.
Задача остальных участников психологического тренинга — постараться отгадать, какое увлечение описывается рассказчиком. Тот, кому первому удалось дать правильный ответ, занимает место в центре комнаты и продолжает игру, рассказывая о своем хобби.
Перегоны с воздушными шариками
Рекомендуется упражнение для всех типов детей — гиперактивных и спокойных. Обязательно заранее сформировать команды (участников должно быть одинаковое количество, желательно парное). Задача каждого из участников — парами поочередно добежать с воздушным шариком до финиша, вернуться обратно и передать эстафету последующей паре. Главное условие — шарика руками касаться категорически запрещено, удерживать его следует любыми частями тела.
Победа присуждается команде, которая первая успела выполнить задачу — все пары достались финиша и вернулись назад. Психологическая игра помогает детям научиться действовать в коллективе, устанавливать контакт в парах.
Игры, рекомендуемые для 10–12 лет
В 10–12 лет психологические игры для детей имеют особое значение — учат поведению в коллективе, воспитывают, позволяют научиться действовать командно, полагаясь на плечо товарища. Важно заранее познакомить участников — в этом возрасте часто сложно настроить контакт с одногодками.
Смешные пантомимы
Задача организатора — заранее подготовить атрибуты для психологического тренинга (понадобятся сапоги-скороходы, палочки для игры на барабане, деревянная лошадка). Между участниками распределяются предметы (случайным образом, с помощью жребия), с этими атрибутами детям придется изобразить музыкальный веселый номер.
Главная роль упражнения — развитие таланта у ребенка. Психологическое занятие также способствует развитию фантазии и воображения, повышает чувство юмора, избавляет от скованности.
Истина и обман
Участники психологического тренинга удобно располагаются в комнате (на стульях или полу). Психолог начинает читать короткие тексты (лучше подготовить их предварительно), в которых рассказываются правдивые или ложные факты.
Дети должны определить, правда ли содержится в текстах, зачитанных организатором. Всем вместе не отвечать — участникам нужно поднять руку и дать ответ. Если ребенок угадал, ему присуждается одно очко. Если нет — один балл снимается.
Победа в психологической игре присуждается ребенку, который к концу занятия похвастается наибольшим количеством баллов. Тренинг способствует развитию мышления и анализа у детей.
Психологические занятия для подростков
Основная цель психологических игр для подростков — воспитание уверенности в своих силах, избавление от страхов перед выступлениями на публике, Тренинг также воспитывает коммуникативные навыки, необходимые во взрослой жизни. Замечено, что регулярные психологические занятия положительно сказываются на успеваемости в школе и даже развивают лидерские качества.
Ожившие зеркала
Начинается психологическое упражнение для подростков с разделения всех участников на несколько подгрупп (в каждой из них должно быть по три участника). Включается спокойная или зажигательная музыка (на первых этапах занятия предпочтение рекомендуется отдать медленным мелодиям), один из участников подгруппы начинает танцевать. Задача остальных детей из группы — скопировать абсолютно все движения.
После окончания мелодии лидеры меняются и упражнение продолжается. Заканчивается тренинг после того, как все участники испытали себя в роли ведущего. Регулярное проведение упражнения способствует поднятию настроения у всех детей, сплоченности коллектива.
Поиск рифмы — упражнение для индивидуального занятия психолога с подростком
Часто занятия проводятся индивидуально — на помощь здесь приходят психологические игры для двоих. В обязанности ведущего входит заранее подготовить несколько листиков бумаги, на которых написать простые слова из нескольких букв. Одному участнику вручаются один из листов, и задача игрока — подобрать к ним как можно больше рифм, записать их на чистой бумаге. Затем лист с подобранными рифмами отдают второму ребенку, который должен воспользоваться подсказками и разгадать загаданное слово.
В продолжение игры каждый из участников должен побывать игроком как подбирающим рифмы, так и разгадывающим загадку. Опыт показывает, что подобные занятия психолога с подростками способствуют развитию логики, фантазии, аналитического мышления.
Ролевая игра для взрослых и подростков «Мафия»
Лидером в психологических ролевых играх для подростков и даже взрослого поколения считается «Мафия», не теряющая популярности многие годы. Основные правила, которые остаются неизменными:
- заранее формируется группа, рекомендуемое количество участников — не менее семи человек (максимальное количество игроков — 16 человек);
- каждому из участников «Мафии» раздаются карты (особой схемы здесь нет — все решает простой жребий), с их помощью определяется роль каждого игрока — мирный обитатель города, разбойник, терроризирующий население или непосредственный член преступной мафиозной группировки;
- ведущий (выбирается путем жеребьевки) внимательно следит за сменой ночи и дня — в темную пору дня погибает один из мирного населения, и днем все участники пытаются выяснить, кто именно выступает убийцей;
- продолжается игра до логичного окончания — погибают все жители городка, не связанные с мафией или бандитами, и убийца не определен или с помощью умозаключений вскрыты все убийцы.
Основное достоинство «Мафии» в возможности играть даже малознакомым людям — в ходе психологической игры легко познакомиться, упрощается общение, есть возможность искать компромиссы. Тренинг, поданный в игровой форме, также развивает таланты, активирует аналитическое и логическое мышление, сообразительность.
Насколько мы похожи?
Среди психологических игр для взрослых психологи выделяют еще одно упражнение, способствующее развитию коммуникации. Тренинг групповой — участие в занятии могут брать до десяти человек. Заранее участники разбиваются попарно. Ведущий выделяет несколько минут, которых должно быть достаточно, чтобы напарники попытались найти схожие черты друг у друга. Не обязательно это должна быть схожесть во внешности — общее разрешено искать в чертах характера, поведении, привычках.
Победа присуждается команде, которая умудрилась обнаружить наибольшее количество схожих черт, причем делиться наблюдениями необходимо вслух. Если есть сомнения, что игроки пытаются смошенничать, чтобы выиграть, остальные участники имеют право обжаловать решение ведущего.
Сам себе режиссер
Для завершения психологического тренинга психологи предлагают использовать простое упражнение, в котором каждый из участников, независимо от возраста, способен почувствовать себя талантливым актером. Главное условие — учитывать возрастную категорию, для малышей предпочтение рекомендуется отдать простым сказкам, взрослым и подросткам лучше подобрать более серьезную литературу.
Основные правила упражнения:
- количество участников тренинга делится на несколько команд, в каждой из них выбирается режиссер (желательно выбирать общительного, раскованного игрока, обладающего остроумием и хорошим чувством юмора);
- режиссер раздает роли всем участникам группы (во внимание берется талант, общительность, умение располагать к себе);
- участники в продолжение четверти часа проводят репетицию выбранного произведения (текст учить не нужно, достаточно легкой импровизации);
- начинается выступление каждой команды из подробного объяснения режиссера, почему он выбрал того или иного игрока на определенную роль, затем участники показывают произведение.
Победу присуждают за лучшее выступление. Если команд несколько, лучше распределить их по местам, соответственно качеству театральной постановки.
Независимо от тренинга, психология игры позволяет в легкой форме развить необходимые навыки — логику, мышление, способность к анализу событий, принятию верных решений. Главное — довериться опытному профессионалу, который учтет индивидуальные особенности каждого участника занятий и подберет наиболее эффективную схему тренинга. Регулярные игры позволят не просто улучшить эмоциональное состояние и повысить самооценку, но и положительно скажутся на психике ребенка или взрослого человека, помогут избавиться от проблем, развивающихся на фоне психических нарушений.
Важно! Статья информационного характера! Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом!