Connect with us

Hi, what are you looking for?

Психология и отношения

Что такое и какие вопросы изучает возрастная психология?

Что такое и какие вопросы изучает возрастная психология?

Каждая личность проходит определенные этапы становления, а учеными давно выделены общие черты, характерные для каждого такого периода. Возрастная психология связана с изучением механизмов развития человека с целью выявления особенностей формирования характера личности начиная с момента рождения и вплоть до последних дней жизни.

Что такое и какие вопросы изучает возрастная психология?

Содержание

  1. Вопросы изучения возрастной психологии
  2. Перечень задач возрастной психологии
  3. Особенности научной дисциплины
  4. Временные характеристики
  5. Влияющие на развитие факторы
  6. Проблемные вопросы возрастной психологии
  7. Какие методы используются?
  8. Метод наблюдения
  9. Проведение эксперимента
  10. Информативные источники
  11. Список популярных книг по возрастной психологии
  12. «Идентичность: юность и кризис»
  13. «Курс выживания для подростков»
  14. «Тренинг предупреждения вредных привычек у детей»
  15. «Тренинг для подростков. Профилактика асоциального поведения»
  16. «Психологическое сопровождение родительства»

Вопросы изучения возрастной психологии

Возрастная психология — это научная дисциплина, в качестве объекта исследования и изучения которой выступает индивид, его особенности психологической природы и нюансы поведения в различные периоды жизни. Предметом исследования выступает динамика психики индивидуума и процессов его развития начиная с момента рождения.

Сегодня выделяют следующие подотрасли возрастной психологии:

  • пре-, перинатальная — изучает процессы развития детей до рождения и новорожденных малышей;
  • детская — исследует психические особенности детей младшего и школьного возраста;
  • юношеская — направлена на изучение проблем развития подростков;
  • зрелого возраста — исследует проблемы и особенности людей среднего возраста;
  • геронтопсихология — посвящена исследованию людей преклонного возраста.

Дисциплина дает понимание основных причин, которые обуславливают происходящие при взрослении человека перемены. Возрастная психология изучает жизненные этапы, объясняя закономерности развития людей и выделяя основные факторы влияния.

Перечень задач возрастной психологии

Сегодня возрастная психология связана не только с теоретическими разработками. Она позволяет получить практические рекомендации, при помощи которых можно проводить корректировки поведения, развивать способности и качества человека, решать возникающие в процессе взросления и перехода на новый жизненный этап проблемы.

Возрастная психология направлена на выполнение следующих задач:

  • выделение и изучение закономерностей, характерных для каждой из возрастных групп;
  • создание описания для всех периодов взросления и становления человека;
  • выявление ресурсов психологического плана, свойственных для различных периодов жизни людей;
  • оказание помощи в решении различного рода проблем, возникающих в ходе развития индивидов.

Знания возрастной психологии считаются достоянием общественности, имеют практическое применение и активно применяются для решения различных проблем.

Особенности научной дисциплины

Дисциплина развивалась под влиянием смежных наук, в число которых вошли знания из медицинских областей, культурологии, педагогических направлений, социологии, и этнографии. На ее становление повлияли особенности иных видов психологии:

  • общая;
  • социальная;
  • дифференциальная;
  • личностная.

Практическая возрастная психология тесно связана с психологией развития индивида. Объединяющим моментом выступает изучение одинаковых аспектов, но первая большее внимание уделяется специфике процессов возрастных изменений.

Систематизированные знания таких дисциплин позволили выделить определенные тенденции, которые характерны для развития людей на каждом из этапов взросления. Они дают возможность создания специфических описаний для каждой из возрастных групп, которые формируются для различных категорий и определяют психологические характеристики.

Временные характеристики

Возрастная психология неразрывно связана с рассмотрением и анализом изменений качественного и количественного характера, которые неизбежно происходят в поведении и психике человека при переходах между возрастными категориями.

Для взрослых длительность исследуемого интервала жизни составляет продолжительный промежуток, исчисляемый иногда годами и десятилетиями. Возрастная психология детей в качестве периода изучения рассматривает короткий временной интервал вплоть до недель.

Что такое и какие вопросы изучает возрастная психология?

Влияющие на развитие факторы

Каждый из периодов жизни индивида тесно связан с понятием возраста, характеризуется рядом психологических и поведенческих особенностей. После выхода за определенные границы они перестают проявляться, а их сохранение свидетельствует об отклонении от общепринятых норм.

Изменения психологического характера зависят от многих факторов:

  • скорость биологического взросления;
  • специфические особенности развития психики;
  • физиологическое состояние;
  • уровень интеллектуальных показателей;
  • достижения развития как личности;
  • положение и статус человека в социуме.

Основы возрастной психологии говорят о том, что особенности определяются наследственностью, нюансами воспитания и осуществляемой деятельностью. На развитие психики оказывают влияние побудительные факторы, а эволюция происходит из-за рождения противоречий внутренней природы.

Проблемные вопросы возрастной психологии

Разногласия психологического характера рождаются на фоне отношения человека к общественному устройству, они имеют тесную связь с неудачами и достижениями. В ходе осуществления различной деятельности индивид разрешает возникающие конфликты, а если внутренние противоречия выходят за границы общепринятых правил и норм, то развиваются различного рода психические заболевания.

К проблемам возрастной психологии относят следующие вопросы:

  • наиболее сильно влияющие на развитие психики факторы — воздействие окружения и физиологического взросления;
  • способы воздействия на психику — обучение организованного и стихийного характера;
  • влияние отдельных способностей личность и ресурсы для роста потенциала.

В ходе процесса взросления индивида происходит изменение интеллектуальных способностей и черт характера. Практическая возрастная психология, способна подсказать, кем лучше работать человеку и какие из факторов способны повлиять на формирование личностных качеств.

Какие методы используются?

Возрастной психологией используются те же методологические разработки, которые активно применяются другими научными дисциплинами. В число основных и применяемых наиболее часто входит эксперимент и наблюдение.

Метод наблюдения

Преимуществом процесса наблюдения выступает возможность получения точной и разнообразной информации об объекте, особенностях и нюансах его поведения. Способ получения ценной информации может охватывать только определенную сферу жизни человека или полностью посвящаться его деятельности. Достоинствами способа наблюдения считаются следующие моменты:

  • получение большого объема данных для анализа;
  • разносторонность сведений об объекте наблюдения;
  • объективность и непредвзятость мнения;
  • возможность прослеживания взаимосвязей.

Наблюдение за поведением индивида предполагает систематичность и регулярность, поэтому способ позволяет отследить связи с целью. В дальнейшем данные подлежат оценке и анализу, что позволяет получить описательную часть и сделать выводы. Психолог при помощи наблюдения получает сведения в целом о личности, может последить особенности поведения в зависимости от произнесенных или услышанных высказываний, поступков и иных важных для индивида действий.

Особенность метода заключается в том, что исследователь вправе только наблюдать за объектом исследования, но не может вмешиваться в происходящее или оказывать корректирующее воздействие. Методика направлена на фиксацию сведений, но формировать психические индивидуальные особенности не может.

Проведение эксперимента

Проведение эксперимента ставит целью изучения реакций человека, не связанных со спонтанными проявлениями. Психолог намеренно создает определенные условия или меняет привычное окружение с целью наблюдения за происходящими изменениями.

Методы возрастной психологии допускают совмещение, а на практике исследователи часто сочетают способ наблюдения и эксперимента. В итоге на основании полученных данных можно сделать выводы о степени развития личностных качеств и показателях уровня интеллектуальных способностей. Существуют целенаправленные методики, с помощью которых можно оказывать воздействие на человека, вырабатывая у него требуемые навыки и умения.

Что такое и какие вопросы изучает возрастная психология?

Информативные источники

Для психолога важно получить максимальный объем информации, поэтому для сбора сведений об объекте и особенностях его поведения применяются разнообразные методы. В число распространенных входит:

  • моделирование — предполагает воссоздание ожидаемой психической ситуации;
  • изучение условных реакций — человек от природы обладает глотательным, сосательным, хватательным и иными рефлексами;
  • психогенетический метод — основан на анализе родословной, информации о близких, наличии в семье близнецов и иной информации;
  • исторический анализ — дает сведения о жизненном пути других индивидуумов, причинах важных изменений и решений.

Психолог при проведении исследования часто самостоятельно выбирает наиболее приемлемую методику, отдавая предпочтение беседе, анкетированию или тестированию. Оптимальный способ получения информации часто определяется возрастом индивидуума, которые определяют особенности его развития и поведения.

Список популярных книг по возрастной психологии

Книги по возрастной психологии отражают наиболее актуальные вопросы, рассматриваемые научной дисциплиной. Литературу такого рода можно найти на книжных магазинных полках или приобрести в интернет на специализированных ресурсах. Издания помогут читателю найти ответы на большое количество важных вопросов, окажут содействие в решении возрастных проблем.

«Идентичность: юность и кризис»

Произведение Эрика Эриксона посвящено рассмотрению проблем, характерных для юношеского возраста. Большинство из них в таком периоде связаны с вопросами становления личности и попытками индивида обрести определенный социальный статус.

В книге автор проводит анализ различных проблемных вопросов, связанных с возрастными кризисами. Согласно положениям теории Эриксона, судьба каждого человека напрямую определяется видами и характером занятий на ранних жизненных этапах.

«Курс выживания для подростков»

Автор Снайдер Ди дает представителям подрастающего поколения рекомендации практического характера и подробно рассказывает о способах обретения новых друзей. Он раскрывает секреты избавления от робости, учит методикам обретения уверенности и поднятия самооценки.

В книге поднимаются актуальные и насущные проблемы, с которыми в силу малого возраста сталкиваются многие дети. Среди них алкоголизм и наркотики, а автор открыто и доступно рассказывает о существующих возможностях исправления ситуации, когда представители молодого поколения уже попали в беду.

«Тренинг предупреждения вредных привычек у детей»

Создатель произведения Н. А. Гусева поднимает волнующие для многих родителей и педагогов проблемы и подробно описывает каждую ситуацию. Психолог дает полезные рекомендации по работе с подростками, в том числе в части профилактики табачной зависимости, пристрастия к алкоголю и наркотическим средствам.

Книга позволяет познакомиться с новейшими авторскими разработками, которые способна оказать помощь в борьбе с употреблением психоактивными веществами. Научная работа позволяет познакомиться не только с теорией, поэтому будет полезна всем взрослым.

«Тренинг для подростков. Профилактика асоциального поведения»

Книгу Г. И. Макартычева можно рассматривать как практическое руководство, так как в ней описаны практические упражнения психологического характера для подростков. Они помогают молодым людям понять опасность асоциального поведения.

Автор подробно описывает правовую сторону правонарушений и рассказывает о возможных последствиях. Подобного рода информация будет полезна родителям, так как направит взрослых в правильном направлении и поможет в воспитании детей. Педагоги также получат поддержку, так как им необходимо дать подросткам ориентир, показать правильное направление развития и убедить в необходимости постановки позитивных целей.

«Психологическое сопровождение родительства»

Процесс воспитания детей во многом зависит от обстановки в семье и родительского отношения. В книге автор Р. В. Овчарова подробно описывает проблемы, с которыми каждый взрослый сталкивается после рождения ребенка. Молодые мамы и папы часто оказываются не готовы брать на себя ответственность за нового члена семьи, поэтому нуждаются в помощи и поддержке.

Психолог дает подробные консультации и описывает существующие способы коррекции поведения. Подобные рекомендации способны помочь нормализовать отношения в семье и содействуют развитию родительских чувств к собственным детям.

Люди нередко сталкиваются с различного рода проблемами в семье, испытывая сложно в отношениях с детьми и близкими. Книги психологической направленности способны вооружить теоретическими знаниями и дать практические рекомендации, так как многие проблемы обусловлены возрастными кризисами, переходом на новый этап развития и становления как личности.

Статья информационного характера! Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.